Помогаю владельцам детских клубов и образовательных центров разбираться в законах.
Click to order
Cart
Total: 
Имя
Е-mail
Номер телефона
Никому не секрет, что в нашей стране принято рассчитывать «на авось». Должное внимание такому важному документу, как договор на оказание услуг, уделяют единицы. Кто-то вообще не считает нужным тратить время на разработку этого документа. Кто-то ограничивается формальной бумажкой. А зря!

Как рассуждают предприниматели?
Договор – это формальность, на которую надо потратить много времени. Не секрет, что юристы детскими клубами не занимаются: для них этот бизнес не слишком интересен. Наши коллеги – это педагоги, психологи, экономисты и смежные к ним специальности. Заниматься документами все они не любят. Так как не понимают.

Зачем тратить время на разработку и подписание договоров, если составлены правила посещения клуба /сада, их выложили на сайт, а администратор всем вместе и каждому по отдельности доносит столь важную информацию? И все так легко и просто, без договора и лишних трудозатрат. Пока не наступает день Х.

В один, не очень приятный для предпринимателя день, к нему обращается мама ребенка, которая записалась в клуб аж в прошлом месяце. Она отходила один/два/три/... раза. Потом не появлялась, не звонила/ на телефон не отвечала. А теперь она вспомнила, что у нее в вашем клубе были оплаченные занятия. И она хочет получить свои денежки назад. Потому что ходить она передумала/ребенок заболел и ей не хочется сидеть на больничных/ и вообще она нашла клуб ближе к дому, там дешевле и лучше... А вы ей больше не нужны.

За восемь лет работы я слышала десятки таких причин.

И вот тут начинается. Две стороны пытаются найти общий язык, но договориться уже не получается.

Аргументы владельца клуба:
- мы же вас ждали, рассчитывали на вас, держали за вами место, подготовили пособия /расходные материалы для занятий.
- у меня пришел педагог, он готовился, и я все равно должна оплатить ему работу.
- вы оплачиваете не факт посещения занятия, а место, которое ребенок занимает в группе.
- у нас фиксированная ставка аренды, владелец помещения не перенесет нам деньги за ваш перерасчет.
- и вообще, у нас есть правила, вы их видели, администратор про них говорил, вы согласились…

Аргументы мамы:
- мы в клуб не ходили, ваши расходными материалами не пользовались, можете оставить их себе, а нам верните деньги.
- и что там вообще стоят ваши материалы – копейки. Почему я должна их оплачивать?
- ваши пособия я не забираю, ими пользуется не только мой ребенок, а еще десятки детей. Почему я должна за это платить?
- а ваши расчеты с арендатором меня не интересуют – это ваши предпринимательские риски, мне до них нет дела. Верните деньги.
- а про ваши правила я вообще не слышала. И администратор мне ничего не говорил. Верните деньги.

Компромисса в данной ситуации не существует. Единственный вариант, который устроил бы владельца клуба – все остается как есть, он ничего не возвращает, т.к. оплаченные занятия прошли. Вариант, который устроил бы клиента - ему возвращают 100% оплаты за каждое пропущенное занятие.

Знакомая ситуация?
Какие обычно принимаются решения?

Вариант 1.


Деньги клиенту не возвращаются, т.к. их уже нет. Следствие: клиент уходит недовольный и начинает распространять по городу/району информацию среди других родителей, что в вашем клубе обманывают. И как у вас все плохо, и что ходить к вам не надо. Вообще, сердитая мама способна привести много аргументов против посещения непонравившегося детского клуба.

Чаще всего они еще грозятся обратиться в государственные структуры (налоговую, прокуратуру и т.п.). Свои угрозы выполняют единицы. Но негатив в работу предпринимателя это добавляет.

На имидже клуба данная ситуация сказывается очень негативно. У владельца остается в душе обида: как же так, я же так старался, все для них сделал. Столько сил и времени потрачено. А работа не оценена. Обидно, правда?

Вариант 2.

Деньги клиенту возвращаются. Клиент уходит, клуб потерпел убыток. Конфликт нейтрализован, но в душе у предпринимателя остается разочарование. Как же так, я же старался, потратил столько сил и времени; мог взять другого ребенка. А работа не оценена. Обидно, правда?

Вот в этой ситуации и нужен договор!


Нет договора – прав клиент. Он внес деньги, он израсходовал только часть, следовательно, должен быть сделан перерасчет. В соответствии со статьей 56 Гражданского кодекса, обязанность доказывать обстоятельства лежит на той стороне, которая пытается это сделать. Если проще, то предприниматель должен доказать, что он проинформировал клиента об условиях посещения, а клиент должен доказать, что он проинформирован не был. Все!

Покажите подпись клиента под его согласием с вашими условиями оказания услуг. Нет подписи? Тогда возвращайте деньги и готовьте договор. У вас символический договор, в котором прописаны только стандартная информация «кто – кому - какие услуги оказывает», а условия не указаны? Тогда возвращайте деньги и готовьте полноценный договор. Потому что только благодаря договору каждая из сторон может доказать свою правоту. Именно вы заинтересованы в этом в первую очередь!

О видах договоров я буду рассказывать в следующий раз.