Помогаю владельцам детских клубов и образовательных центров разбираться в законах.
Яркая конференция для ярких руководителей
Close
Связаться со мной
Write Close
Close
Связаться через мессенджер
Telegram
Whatsapp
Viber
VK
Mail
Как самостоятельно получить лицензию
для детского клуба.

Порядок получения лицензии определяется нормативными документами. По сути, это стандартная государственная услуга. Однако при этом, у руководителей, проходящих процедуру в первый раз, возникает много вопросов.

Принято считать, что для получения лицензии необходимо, чтобы организация соответствовала целому перечню определенных требований, выполнить которые нереально сложно.

Почему-то руководители считают, что если у них нет лицензии, то соблюдать обязательные требования им не требуется. Здесь я вас сильно разочарую, но это не так. Лицензию на право занятия образовательной деятельностью выдают региональные отделения Министерства Образования Российской Федерации. И инспектора проверяют только соблюдение лицензионных требований. Это прописано в законе №294-ФЗ от 26.12.2008 г. Таким образом, Министерство Образования при проведении планового контроля будет проверять:
- наличие уставных документов;
- наличие договоров аренды или свидетельств, подтверждающих право пользования помещением, заявленным в лицензии;
- наличие профильного педагогического образования у сотрудников, осуществляющих образовательную деятельность, а также наличие у них справок, подтверждающих отсутствие судимости;
- наличие разработанных образовательных программ;
- наличие оборудования, пособий и прочего материально-технического оснащения, необходимого для организации образовательного процесса;
- наличие документов, подтверждающих качественную организацию питания;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие помещений санитарным нормам;
- наличие заключения, подтверждающего соответствие занимаемого помещения требованиям пожарной безопасности – только для некоммерческих организаций;
- наличие условий, дающих возможность оказания дистанционного обучения – если вы им занимаетесь;
- наличие условий, дающих возможность оказания услуг людям с ограниченными возможностями здоровья – если вы им занимаетесь.

Самые большие сложности у руководителей возникают при:
- подборе сотрудников с педагогическим образованием, т.к. сокращается список претендентов и необходимо при трудоустройстве задумываться о возможности занимать данную должность конкретным специалистом.
- подборе сотрудников, имеющих справки об отсутствии судимости. Об этом тоже стоит задуматься при трудоустройстве. Но большинство руководителей забывают об этом важном документе. Кстати, у руководителя детской организации, независимо от формы собственности, тоже должна быть указанная справка.
- составление образовательной программы в соответствии с федеральными требованиями. Хорошим подспорьем будет наличие огромного количества утвержденных программ. И если «не выдумывать колесо», то можно воспользоваться уже готовыми блоками, корректируя их под свою организацию.

В предыдущем законе «об образовании» указывались виды направлений: познавательно–речевое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социально-личностное. Тогда была необходимость подготовки программ по каждому заявленному блоку. Сейчас все поменялось. Сейчас существует:
- дополнительное образование детей и взрослых, если мы говорим о центре развития и коротких занятиях;
- дошкольное образование, если речь идет о детском садике.

Поэтому сейчас нет необходимости вносить изменения при добавлении/удалении из списка оказываемых услуг дополнительных направлений.

Учтем при этом, что лицензия сейчас выдается бессрочно. Т.е. руководителю достаточно будет пройти процедуру всего 1 раз! В дальнейшем изменения будут вносить только при изменении места нахождения или наименования. Если меняется адрес, придется заново получать СЭЗ и МЧС (для некоммерческих организаций) на новый адрес. Для смены наименования потребуются только документы, подтверждающие данную смену.

Согласитесь, список не такой уж страшный. Большинство документов должны быть у руководителя детской организации, независимо от наличия лицензии. А самые сложные требования выдвигаются Роспотребнадзором и Госпожнадзором. Но эти требования вы должны соблюдать всегда! С первого дня работы детской организации. Независимо от того, является ли ваш центр развлекательным или образовательным!

Как же выглядит порядок получения лицензии?
Данный алгоритм прописан в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", на основании которого каждый регион издает свой административный регламент оказания государственной услуги. В Московской области он утвержден приказом №244 от 17.03.2015 года.

Этап 1.
Самый долгий процесс, при оформлении документов – это получение санитарно – эпидемиологического заключения и заключения на соответствие помещения требованиям пожарной безопасности. О порядке получения данных документов мы будем говорить в отдельной статье.

Этап 2.
В Московской области действует система предварительной записи на подачу документов через портал госуслуг. www.uslugi.mosreg.ru Порядок записи в вашем регионе стоит уточнить в Министерстве. На момент написания статьи, запись осуществлялась на 2 месяца вперед. Именно поэтому я выделяю этот момент в отдельный этап. Пока подходит ваша очередь, вы сможете спокойно собрать необходимые документы.

Этап 3.
Только после того, как заключения МЧС и РПН получены, можно заниматься уже непосредственно документами для лицензии. Все бланки можно скачать на официальном сайт Министерства образования региона. (В Московской области - на сайте госуслуг https://uslugi.mosreg.ru/#services/info?id=6727@egService)

Вам понадобится подготовить:

- заявление на получение лицензии (скачиваем на сайте, читаем инструкцию по заполнению на последней странице) - в 1 экземпляре;
- опись документов, предоставляемых в Министерство (скачивается на сайте)– в 2 экземплярах;
- справка, подтверждающая наличие материально – технической базы – (скачивается на сайте) – в 1 экземпляре;
- копия договора аренды или свидетельства на право собственности на помещение;
– копия программ, реализуемых в организации;
- копии заключения РПН;
- копия заключения МЧС (если у вас некоммерческая организация);
- копия договора на организацию питания (если у вас дошкольное образование);
- заверенное банком платежное поручение на оплату госпошлины (оплатить стоит не менее, чем за 7-10 дней до подачи заявления – оплата поступает через Федеральное казначейство, поэтому разносится с задержкой в несколько дней), перед подачей самого заявления не забудьте поставить в бухгалтерии Министерства отметку о проведении платежа;
- копии ИНН, ОГРН, Устава, приказа о назначении директора.

Документы, указанные в описи, относятся к основным документам. Они (кроме 1 экземпляра описи – она останется вам) подшиваются в папку «дело» (оригиналы вкладываются в отдельный файл), подписываются и заверяются печатью руководителя. Документы, не представленные в описи, прикладываются отдельно с приложением заявления о приобщения к делу.

Если документы подает не руководитель, то требуется доверенность на представление интересов. Учтите, что ее заберут, поэтому рекомендую сделать копию. Оригинал предъявите, копию оставите. Не забудьте внести ее в список.

Также рекомендую все заявления и описи иметь с собой в электронном виде. Если что-то будет оформлено не верно – будет шанс подправить.

Этап 4.
Перед тем, как подать документы по предварительной записи (за 1-2 недели, не более!) стоит съездить с уже сформированным пакетом в Министерство на консультацию. В Московской области она проходит по четвергам с 10 до 17 часов, обед с 13 до 14. Инспектор посмотрит ваше дело, заявления, исправит, где неточные формулировки. И тогда процесс получения пойдет быстрее.

Этап 5.
Вы приезжаете в Министерство в назначенное время и подаете документы.
Оформление лицензии со стороны государства заключается в проведении документарной проверки. Также при проведении проверки может быть произведена выездная внеплановая проверка.

Через 45 дней лицензия будет готова. Прежде, чем ехать – стоит позвонить в отдел и уточнить данную информацию. В Московской области выдача готовых бланков происходит по средам с 10 до 17 часов, обед с 13 до 14.

Нормативные документы:
  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
  • Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"