Что такое централизованная система водоотведения

Канализационные системы – централизованные, автономные

Что такое централизованная система водоотведения

Канализация является элементом системы водоотведения и используется для отвода бытовых, промышленных и других стоков, а также их очистки. При проектировании ее тип выбирают с учетом характеристик самого объекта, объема и состава стоков, рельефа территории, расположения уже существующих коммуникаций рядом с ней и т.п. Существует два основных типа таких систем.

Централизованная канализация

Не обязательно является общегородской: централизованной может быть система, которая используется совместно несколькими частными домами, коммерческими объектами и т.п. Подключение к ней имеет следующие особенности:

  • до присоединения к централизованной канализационной системе собственник объекта согласовывает это с обслуживающей организацией. Если речь идет о городской системе, потребуется разработка плана присоединения, предоставление проектной документации и т.п.;
  • работы по обустройству трубопроводов, ревизионных колодцев и других элементов до места подключения собственник объекта выполняет самостоятельно. Врезка проводится под контролем представителей обслуживающей организации;
  • в качестве точки подключения используют ближайший перепадный колодец, причем важно, чтобы канализационные трубы от строения до него были проложены под уклоном. Если расстояние между объектом и перепадным колодцем является большим, дополнительно обустраивают ревизионные колодцы;
  • подключение ряда объектов к централизованным системам невозможно. Это — некоторые производственные, сельскохозяйственные, промышленные предприятия с сильно загрязненными либо содержащими токсичные отходы стоками. Для таких объектов обустраиваются собственные очистные сооружения.

Подключить к централизованной канализации можно и многоквартирный, и частный жилой дом, коммерческий объект и т.п. При таком подключении необходимо строго соблюдать технические требования, изложенные в согласованной с управляющей организацией документации.

Автономная канализационная система

Используется в случае, если нет возможности подключиться к централизованной канализационной системе. Она отводит и очищает стоки от конкретного объекта, ее пропускная способность рассчитывается в соответствии со средними объемами расхода воды. Могут обустраиваться несколькими способами. Чаще всего применяются следующие решения:

  • накопительная емкость. Отводимые сточные воды накапливаются внутри резервуара, который откачивается с определенной периодичностью, по мере заполнения емкости;
  • септик. Группа резервуаров, в которых стоки отстаиваются в течение определенного времени. После осаждения твердых частиц и примесей в первом резервуаре сточные воды перемещаются в следующую емкость, где происходит более тщательная очистка. Обычно количество таких емкостей — от 2 до 4. Чем больше резервуаров используется, тем более качественной является очистка сточных вод. Очищенные стоки отводятся на поля фильтрации либо в точку водосброса. Такие канализационные системы предполагают только механическую очистку сточных вод;
  • ЛОС. Локальные очистные сооружения. Предполагают очистку стоков в результате разложения примесей анаэробными и аэробными бактериями. Процесс разложения примесей происходит в разных условиях в зависимости от их состава. Все оборудование поставляется в едином корпусе. В результате очистки уничтожается до 98% примесей. Очищенные стоки выводятся в ближайшую точку водосброса (овраг, канава и т.п.).

Такие системы применяются при строительстве загородных домов и коттеджей, а также небольших коммерческих строений, стоки которых являются бытовыми. Для промышленных, сельскохозяйственных и других подобных объектов применяются более сложные решения, специализированное оборудование для очистки сточных вод.

Канализационные системы могут быть разными по назначению:

  • хозяйственно-фекальная. Используется для очистки и отвода бытовых стоков от кухонных раковин, санузлов и т.п.;
  • производственная. Используется на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях для очистки стоков, загрязненных токсичными, потенциально опасными и т.п. примесями;
  • дождевая или ливневая. Применяется для отвода талых и дождевых вод, скапливающихся на грунте.

Централизованные канализации часто выполняют функции и хозяйственно-фекальных, и ливневых. При обустройстве автономных систем инженеры компании “Олимпия” рекомендуют разделять по назначению (отдельно обустраивать ливневую и хозяйственно-фекальную). Это позволит избежать перегрузки в случае обильных осадков или быстрого таяния большого количества снега.

Составляющие канализационной системы

Проектирование и обустройство таких систем выполняется отдельно для:

  • внутренней канализации (элементы, расположенные внутри дома, объекта);
  • наружной системы (между внутренними трубопроводами и оборудованием для очистки стоков);
  • оборудования для очистки сточных вод.

К внутренней канализации относят стояки, расположенные внутри здания трубопроводы, водоприемные элементы (раковины, ванны и т.п.), фитинги, другое оборудование. Наши специалисты гарантируют качественное проведение сантехнических работ.

Наружную систему формируют из трубопроводов и фитингов, ревизионных колодцев, других элементов. Ее обустраивают, выдерживая уклон по направлению к резервуарам, в которых скапливается вода, септикам или колодцам.

Все элементы обустраивают так, чтобы они сопрягались друг с другом, обеспечивали нормальное функционирование.

Заказать проектирование и обустройство систем канализации вы можете в строительной компании «Олимпия». Мы предлагаем современные и эффективные решения для отвода и очистки стоков, выполняем такие работы быстро и качественно, по выгодным ценам.

Источник: https://www.skmsk.ru/information/engineering/kanalizaciya/

Ливневая система канализации: НПА, документы, ответственность

Что такое централизованная система водоотведения

Если Ваш объект расположен в водоохранной зоне реки (можно установить по сведениям публичной кадастровой карты), то территория предприятия и объекты капитального строительства, расположенные на этой территории должны быть оборудованы системой сбора очистки и отведения дождевых, ливневых, талых и инфильтрационных вод. Если ливневая система водоотведения в водоохранной зоне имеется, то она должна быть подключена к общегородской (поселковой) системе ливневой канализации.

Ливневая система водоотведения в водоохранной зоне – НПА

В силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”:

(юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ):

использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ:

запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу части 16 статьи 65 ВК РФ:

в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В целях названной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Пунктом 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 :

предусмотрено осуществление, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, мероприятий по охране поверхностных водных объектов (подпункт “е”). К таким мероприятиям подпунктом “ж” пункта 4 указанных Правил отнесено оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 ВК РФ.

Перечень документов, подтверждающих, что централизованная система водоотведения (канализации)  является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа

Утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.01.2020 №8/пр

Для целей отнесения централизованной ливневой системы водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселения или городского округа, к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в соответствии с пунктом 8 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 691, организация, осуществляющая водоотведение и являющаяся собственником или иным законным владельцем объектов централизованной системы водоотведения (канализации) (организация, осуществляющая водоотведение и являющаяся собственником или иным законным владельцем инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект, – в случае если собственниками или иными законными владельцами отдельных объектов централизованной системы водоотведения (канализации) являются разные лица), представляет в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, копии одного или нескольких имеющихся у такой организации документов, подтверждающих, что централизованная система водоотведения (канализации) является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа, из числа следующих документов:

1) проектная и (или) исполнительная документация на объекты централизованной системы водоотведения (канализации);

2) акты ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоотведения (канализации), разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию или акты приемки законченных строительством объектов централизованной системы водоотведения (канализации);

3) технические и (или) технологические регламенты по эксплуатации объектов централизованной системы водоотведения (канализации);

4) акты технического обследования объектов централизованной системы водоотведения (канализации);

5) технические (кадастровые) паспорта объектов централизованной системы водоотведения (канализации);

6) инвентарные карточки учета объектов основных средств, заполненные в отношении объектов централизованной системы водоотведения (канализации);

7) правоустанавливающие документы на объекты централизованной системы водоотведения (канализации).

Ответственность за отсутствие ливневой канализации в водоохранной зоне

КоАП РФ Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод 1.

Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. 2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как видите, штрафные санкции довольно таки серьезные.

Источник: https://EcoProverka.ru/livnevaya-sistema-vodootvedeniya-v-vodoohrannoy-zone/

Водоотведение через ЦСВ: кто очищает сточные воды перед сбросом, тот и

Что такое централизованная система водоотведения

Абоненты зачастую сбрасывают в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) сточные воды ненормативного качества. Как следствие, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) вынуждена сбрасывать в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов. Кто отвечает за конечное загрязнение водного объекта?

Организация ВКХ не является источником образования сточных вод, которые принимаются в ЦСВ, поскольку:

1) загрязненные сточные воды образуют абоненты ЦСВ;

2) организация ВКХ обращается с поступающими в ЦСВ сточными водами, качество которых, по большому счету, изначально не зависит от самой организации ВКХ;

3) мощность очистных сооружений ЦСВ всегда ограничена, следовательно, качество сбрасываемых в ЦСВ сточных вод напрямую влияет на качество сточных вод, сбрасываемых организацией ВКХ в водный объект.

Кстати

Если бы ситуация обстояла иначе и организации ВКХ гипотетически могли обеспечивать требуемую очистку сточных вод вне зависимости от их исходного качества, то не существовало бы: • нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод; • требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ; • платы абонентов за сверхнормативный сброс;

• платы абонентов за негативное воздействие на ЦСВ.

Учитывая пределы возможностей очистных сооружений и то обстоятельство, что абоненты зачастую сбрасывают в ЦСВ сточные воды ненормативного качества, весьма распространена следующая проблема: организации ВКХ сбрасывают в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов.

В случае если абоненты сбрасывают в ЦСВ сточные воды, качество которых не соответствует установленным требованиям (это может быть и превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод, и нарушение требований, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения), это затрагивает и нарушает интересы организации ВКХ.

Какие интересы организации ВКХ могут быть нарушены? Прежде всего экономические (хотя велика вероятность наступления для организации ВКХ негативных административно-правовых последствий).

В пределах рассматриваемой темы экономическими интересами организации ВКХ будут являться интересы, связанные с отсутствием необходимости:

• нести затраты на ликвидацию последствий негативного воздействия сточных вод на объекты ЦСВ;

• вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в «сверхлимитном» размере;

• возмещать вред, причиненный окружающей среде (водным объектам).

Для защиты перечисленных экономических интересов организаций ВКХ, а также в целях охраны окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых в водные объекты через ЦСВ, законодателем придуманы специальные механизмы, которые хорошо известны хозяйствующим субъектам.

Механизмы защиты

Первая группа требований, составляющих механизм защиты интересов организации ВКХ, — различные требования к качеству сточных вод.

Далее идут требования о необходимости внесения разных видов платы за нарушение требований к качеству сточных вод.

Также законом предусмотрен компенсационный механизм, возлагающий на абонентов обязанности по возмещению «внештатных издержек» организации ВКХ:

• фактически причиненный ущерб — если сброс сточных вод абонента повлек разрушение конструкций, сооружений и оборудования ЦСВ и нарушение работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений;

• дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод (платы за НВОС), — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект;

• расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного водному объекту, — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и причинение вреда водному объекту.

Перечень механизмов защиты можно продолжить, но в настоящем материале мы не преследуем цель подробного раскрытия этого вопроса.

Мы лишь пытаемся продемонстрировать следующее:

• организации ВКХ обладают различными инструментами воздействия на абонентов в части регулирования качества сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ;

• закон предполагает, что расходы организации ВКХ, связанные с последствиями сброса в ЦСВ сточных вод ненормативного качества, должны компенсироваться.

Означает ли это, что роль организации ВКХ сводится к минимуму:

• принять сточные воды в ЦСВ;

• проконтролировать их качество;

• очистить, насколько это возможно;

• сбросить в водный объект, не неся ответственность за то, на что организация ВКХ как будто не в силах повлиять?

И организациям ВКХ, и абонентам ЦСВ, и тем более надзорным органам наверняка известно, что это не так. Напомним определение понятия «водоотведение»:

Словарь

Водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ[1].

Организация ВКХ является водопользователем, НВОС которого нормируется и ограничивается разрешительной документацией. А значит, в первую очередь организация ВКХ отвечает за качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Всевозможные механизмы воздействия на абонентов ЦСВ придуманы не только для того, чтобы защитить интересы организации ВКХ, но и в природоохранных целях.

Сегодня в Федеральном законе № 416-ФЗ содержится важное указание:

Извлечение
из Федерального закона № 416-ФЗ

Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов […]

4.

Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования[2] инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Однако процитированная норма вступила в силу 01.01.2019. До указанной даты можно было выводить обязанность организации ВКХ по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению очистных сооружений лишь из общих требований к охране водных объектов, которые должны соблюдаться любыми водопользователями.

Надо сказать, что требования эти на практике подчас обнаруживали свою несостоятельность (несмотря на весьма императивный характер, как, например, у требований, связанных с установлением лимитов на сбросы только при наличии планов снижения сбросов).

Когда же дело доходит до претензий надзорных органов, адресованных организациям ВКХ по вопросу качества сбрасываемых сточных вод, возмещения вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод ненормативного качества, нередко ключевым аргументом в споре организации ВКХ является довод «вины водоканала в нарушении требований к качеству сточных вод и причинении вреда водному объекту нет».

Если точнее и формальнее: отсутствует причинно-следственная связь между действиями организации ВКХ и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Логика основана, в частности, на том, что качество сточных вод не совсем подвластно организации, осуществляющей водоотведение; качество сточных вод — в первую очередь дело рук абонентов (в совокупности и по отдельности). Следовательно, организация ВКХ не должна нести ответственность за причинение вреда водному объекту.

Многие арбитражные суды считают иначе, указывая, что организации, осуществляющие водоотведение, должны обеспечивать очистку сточных вод, а также должны совершенствовать системы очистных сооружений — на то они и организации ВКХ.

Рассмотрим в качестве примера одно из дел.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2019 по делу № А51-8049/2018

Во время проверки, проведенной в отношении водоканала, орган госэконадзора обнаружил, что сточные воды, принимаемые от абонентов и сбрасываемые в водный объект, содержат загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные требования.

Сброс сточных вод в водный объект приводит к нарушению нормативов качества вод в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Водоканал, в числе прочего, настаивал на отсутствии причинно-следственной связи между его действиями и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Однако арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций постановили:

1) факт причинения водному объекту вреда именно водоканалом доказан самим фактом сброса сточных вод в водный объект с превышением ПДК;

2) действия водоканала носят противоправный характер;

3) имеется причинно-следственная связь между неправомерными действиями водоканала и причиненным вредом водному объекту.

Интересно, как арбитражные суды объяснили наличие причинно-следственной связи, а также вины организации ВКХ в причинении вреда водному объекту:

Суд апелляционной инстанции отметил, что предприятие, зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Почвой для этого вывода, на наш взгляд, послужил один из доводов надзорного органа:

[Предприятие — прим.

автора] на протяжении 9 лет, взимая плату с абонентов за предоставление услуг водоотведения, не производит очистку принятых сточных вод, не проводит мероприятия, направленные на нейтрализацию негативного воздействия на окружающую среду. Зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных шагов и действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Таким образом, и надзорный орган, и арбитражные суды фактически признали организацию ВКХ виновной в том, что она ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее функции по водоотведению: прием, транспортировка и, обязательно, очистка сточных вод.

Источник: https://www.profiz.ru/eco/1_2020/abonent_vodokanal/

Вопросы идентификации систем канализации в качестве ЦСВ

Что такое централизованная система водоотведения

  • Неопределенность начинается со ст.2 данного Федерального закона [1], в которой закреплены основные термины в сфере водоснабжения и водоотведения.

    Согласно п.28 данной статьи ЦСВ – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

    В то же время водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ (п.2 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1]).

    Фактически данные понятия замкнуты друг на друга и представления о том, что такое ЦСВ, не дают.

    Если смотреть понятийный аппарат дальше, в ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] указано, что:

    • сточные воды ЦСВ – принимаемые от абонентов в ЦСВ воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если ЦСВ предназначена для приема таких вод;
    • абонент – физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

    Можно предположить, что определив, какие лица должны заключить договор водоотведения, т.е. являются абонентами, мы поймем, что такое ЦСВ. Однако из ч.5 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] следует, что договоры водоотведения заключают абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к ЦСВ.

    Таким образом, из приведенного в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» [1] понятийного аппарата сделать вывод, что такое ЦСВ, невозможно.

  • Согласно ч.11 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1], Правительство РФ в правилах холодного водоснабжения и водоотведения определяет виды ЦСВ. В п.107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] указано, что в зависимости от своего предназначения ЦСВ подразделяются на следующие виды:
    • централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее – хозяйственно-бытовые сточные воды);
    • централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
    • централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
    • централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.

    Из указанных критериев можно сделать вывод, что для отнесения систем канализации к ЦСВ должно соблюдаться условие о приеме в них хозяйственно-бытовых сточных вод (от населения) и/или поверхностных сточных вод. Соответственно, если системы канализации предназначены для приема исключительно производственных сточных вод, такие системы канализации не являются ЦСВ в соответствии с п.107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2]. При этом все равно остаются вопросы, можно ли понимать под «населением», например, сотрудников предприятий, проживающих в принадлежащем предприятию общежитии. Согласно п.2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] поверхностные сточные воды – принимаемые в ЦСВ дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды. То есть в очередной раз имеет место закольцовывание понятий: с одной стороны, поверхностные сточные воды – это то, что сбрасывается с ЦСВ; с другой стороны, ЦСВ (ливневые) – то, куда сбрасываются поверхностные сточные воды.

    Из указанного следует, что к ЦСВ (ливневым) следует относить и ливневую канализацию на территории конкретного предприятия, если последнее, например, сдаст часть территории в аренду и будет принимать от арендатора поверхностные сточные воды.

  • Еще один критерий для отнесения систем канализации к ЦСВ проявляется при системном толковании законодательства о водоотведении.

    Так, на основании п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, такой цели, как снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.

    Несмотря на то, что согласно приведенному в ст.2 данного Федерального закона [1] определению водоотведение составляют прием, транспортировка и очистка сточных вод, на основании ч.1 ст.

    14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] по договору водоотведения организация ВКХ обязуется осуществлять также сброс принятых от абонента в ЦСВ сточных вод в водный объект.

    Согласно п.25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

    Из содержания ст.27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] прямо следует, что НДС устанавливаются для определенных в постановлении Правительства РФ № 230 [3] абонентов для сброса в водные объекты через ЦСВ.

    До 01 января 2019 г. для всех обязательно соблюдение установленных на основании п.61 Правил № 167 [4] нормативов водоотведения по составу сточных вод, исходя из такого условия, как соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.

    Также абонентам устанавливаются нормативы водоотведения по объему сточных вод, которые на основании подп.«б» п.136 Правил холодного водоснабжения и водоотведения [2] определяются с учетом условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод).

    В п.2 Требований № 782 [5] определено, что технологическая зона водоотведения – часть канализационной сети, принадлежащей организации, осуществляющей водоотведение, в пределах которой обеспечиваются прием, транспортировка, очистка и отведение сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный объект.

    Таким образом, законодательство о водоотведении регулирует те правоотношения, которые связаны со сбросом принятых от абонентов сточных вод в водные объекты.

    В то же время существуют ситуации, когда принимаемые от абонентов сточные воды сбрасываются не в водные объекты, а в специально созданные гидротехнические сооружения – пруды (накопители, испарители и т.п.).

    С учетом указанного выше вывода такие правоотношения, как не связанные со сбросом сточных вод в водные объекты, не должны регулироваться в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении.  

  • Однако существует следующий нюанс. На основании ч.4, п.3 ч.5 ст.38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] утверждаемые органами местного самоуправления схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать перечень ЦСВ. До утверждения схем водоснабжения и водоотведения к ЦСВ относятся системы водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения по регулируемым тарифам (ч.5 ст.42 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1]). Фактически из указанных норм следует, что отнесение конкретных систем канализации к ЦСВ зависит от принимаемых органами тарифного регулирования (как правило – региональные органы) и органами местного самоуправления решений. Зачастую органы тарифного регулирования устанавливают тарифы в сфере водоотведения, а органы местного самоуправления составляют схему водоотведения, с учетом которых к ЦСВ относятся те объекты, которые в силу содержащихся в законодательстве о водоотведении критериев (например, в части наличия сброса сточных вод в водный объект) к ЦСВ не могут быть отнесены. В свою очередь, подобные решения влекут большие проблемы для конкретных участников правоотношений по водоотведению, поскольку реализация отдельных положений законодательства о водоотведении (например, в части установления нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, которые могут быть определены только при сбросе сточных вод в водные объекты) невозможна, а других (например, в части внесения абонентами платы за негативное воздействие на работу ЦСВ) влечет чрезмерную финансовую нагрузку на абонентов. В случае принятия органами тарифного регулирования и органами местного самоуправления нормативных актов об утверждении тарифов, схем водоотведения подобным образом единственным вариантом для конкретных субъектов правоотношений по исключению применения к последним положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» является оспаривание данных актов в судебном порядке.

    В связи с изложенным полагаем, что Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» [1] нуждается в существенной доработке, в первую очередь, в части понятийного аппарата, определяющего сферу его применения, в противном случае неизбежны существенные его разночтения на местах и формирование конфликтных ситуаций между участниками соответствующих правоотношений.

  • Источник: http://www.PromEcolog.ru/news/voprosy-identifikatsii-sistem-kanalizatsii-v-kachestve-ts-sv

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.