Что значит публично правовое образование
Содержание
- 1 Виды публично-правовых образований
- 2 Публично-правовые образования и государственные органы
- 3 Публичные образования (государство и муниципальные образования)
- 4 Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве
- 4.1 Собственность публично-правовых образований — что это значит?
- 4.2 Что такое публично-правовое образование
- 4.3 Публично-правовые компании
- 4.4 Собственность государственных и муниципальных ППО
- 4.5 Передача прав собственности
- 4.6 Принцип сохранности целевого использования
- 4.7 Невозможность передачи особо важных объектов
- 4.8 Срочность и возвратность земельных наделов
- 4.9 Совместное управление публичной собственностью
- 4.10 Право на публичный сервитут
- 4.11 Концепция права в основе публичной собственности в РФ
Виды публично-правовых образований
Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:
1) Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);
2) субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);
3) муниципальные образования – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ; п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).
Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции).
К публично-правовым образованиям относят РФ, её субъекты и мун. образования. Все эти субъекты являются самостоятельными и независимыми друг от друга, однако, принципы их организации деятельности схожи, поэтому в гражданско-правовых отношениях к ним применяются одинаковые правила и они рассматриваются совместно.
Признаки участия в ГО:
1. Не используют в ГО свои властные полномочия и выступают на равных с физ. и юрлицами;2. К отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юрлицам, если иное не указано в законе или их особенностей;
3. От имени публичных образований гражданские права и обязанности осуществляют специально уполномоченные на это органы исполнительной власти в рамках своей компетенции (напр., дают разрешение на приватизацию, заключают договоры и др.). В некоторых случаях, данные полномочия могут быть делегированы по поручению этих субъектов юридическим лицам или гражданам.
4. Эти субъекты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением:
– имуществом, закреплённым за УП;
– имуществом, которое по закону может находиться только в публичной собственности;
– имуществом, изъятым из оборота;
5) Данные субъекты занимают особое положение, т к они сами устанавливают правила поведения и их соблюдают;
6) Эти субъекты также несут ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц;
7) Их правоспособность является целевой, т. к. они действуют в интересах всего общества.
Правосубъектность публичных образований. Определяется Конституцией РФ, К. республик, уставами других субъектов, муниципальных образований, ГК, другими законами, которые определяют их участие в ГК.
Их правоспособность нельзя считать ни общей, ни специальной – в чём-то она шире (по отношению к другим субъектам), а в чём-то уже. В некоторых случаях определённые права принадлежат только публичным образованиям.
Они вправе принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения, субъекты наделяются правами и обязанностями (напр., акт о регистрации брака). Некоторые виды отношений являются гос. монополией, напр., по закону «о внешнеторговой деятельности» гос.монополия устанавливается на импорт и экспорт определённых товаров. Государство не может быть участником некоторых сделок, например, покупателем в розничной торговле, быть доверительным управляющим чьего-то имущества и т. д.
Государство не может передавать имущество по наследству, некоторые виды приобретения права собственности присущи только государству (конфискация, налоги, национализация. Некоторые способы прекращения права собственности присущи только государству (приватизация).
Таким образом, правоспособность государства вытекает из его назначения в рамках тех целей, для которых оно создано, она является целевой.
Залог: понятие, основания и виды.
Залог –согласно п.1 ст.
315 ГК, это такой способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником (залогодателем) обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за исключением случаев предусмотренных законодательством. (В качестве исключения можно привести в пример ст.60 ГК РБ – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом удовлетворяются в 4 –ю очередь в случае ликвидации предприятия).
Залог – это вещно-правовой способ обеспечения обязательств, т.к. выполнение обязательства обеспечивает вещь.
Источники правового регулирования: Гражданский кодекс, закон «Об ипотеке», Декрет Президента «О некоторых вопросах залога имущества
Виды залога :
1) залог с оставлением имущества у залогодателя (может быть с замком печатью залогодержателя – твердый залог, который не распространен). По общему правилу ст.319 Заложенное имущество всегда остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором;
2) заклад – залог с передачей имущества залогодержателю;
3) залог товаров в обороте (ст.338 ГК) – это разновидность залога товаров с оставлением их у залогодателя и с предоставлением ему права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества при условии, что их стоимость не становиться меньше указанной в договоре.
Особенности: 1) предметом является не индивидуально-определенная вещь, а товары определенной стоимости (сырье, товарные запасы, полуфабрикаты и др.); 2)залогодатель вправе изменять состав и натуральную форму заложенного имущества, с условием, чтобы стоимость товаров не стала меньшей, чем указано в договоре и др.
4) ипотека – залог недвижимости. Разновидность залога с оставлением имущества у залогодателя. Принят Закон РБ «Об ипотеке»;
5) залог вещей в ломбарде (сст.339) – это принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, в обеспечение краткосрочных кредитов выдаваемых специализированными организациями – ломбардами.
6) Залог имущественного права (требования) (ст.3391 ГК), также ценных бумаг
Основание возникновения:в силу акта законодательства и договора. Например, согласно п.5 ст.458 ГК, с момента передачи товар покупателю и до его полной оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца, если иное не предусмотрено договором.
Предмет залога:
Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования),
Законодательством установлены следующие исключения в отношении предмета залога:
1)имущества, изъятого из оборота;
2)требований неразрывно связанных с личностью кредитора (алименты, возмещение вреда);
3)прав, уступка, которых запрещена (напр, согласно п.4 ст.253 ГК не допускается уступка права преимущественной покупки доли в праве общей собственности);
4)Имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита) до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту).
5)имущество граждан, на которое не допускается взыскание (Приложение №1 ГПК)
Субъекты: залогодатель и залогодержатель – это гр-не и ю.л., но это обязательно собственник вещи, или имеющий право хозяйственного ведения, согласно ст.316 ГК.
Организации, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать в залог имущество, находящееся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, а имущество, находящееся в частной собственности, – с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица.
Субъектный состав может изменяться в залоговом правоотношении в связи с переходом прав к другому лицу, с уступкой прав по договору залога. Существенные условия договора залога (ст.320 ГК):
1) предмет залога и его стоимость;
2) существо, размер, срок исполнения обязательства, обеспеченного залогом;
3) указание на сторону, у которой будет находится заложенное имущество
Форма договора:
1)обязательно простая письменная форма;
2)нотариальному удостоверению подлежат договор договор о залоге в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п.2 ст.320 ГК).
3)договор об ипотеке подлежит государственной регистрации
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1808;
Источник: https://studopedia.net/14_41795_vidi-publichno-pravovih-obrazovaniy.html
Публично-правовые образования и государственные органы
Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство (далее – ГК РФ) – Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются субъектами гражданского права и участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами.
Такое участие подчиняется правилам, установленным для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, причем от имени государства и муниципальных образований действуют соответственно государственные и муниципальные органы.
Уникальность гражданско-правового статуса государства, неприменимость к государству понятия юридического лица были признаны советскими исследователями[1] и поддержаны в российской доктрине.
[2] Позиция Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ), согласно которой публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью,[3] подчеркивает особое правовое положение государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права.В отличие от общей правоспособности коммерческих организаций, правоспособность государства должна соответствовать его публично-правовой природе.
Этот принцип выражен, например, в следующих законодательных положениях: публично-правовые образования вправе обязываться по векселю только в случаях, предусмотренных федеральным законом;[4] государство и муниципальные образования, а также их органы не могут быть доверительными управляющими; государственные и муниципальные образования[5] не вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере, если иное не установлено законом.[6] Специальную правоспособность государства стоит учитывать при толковании установленных законодательством полномочий государственных органов, и при подготовке новых законов – публично-правовым образованиям и их органам не должны предоставляться гражданские права, осуществление которых вступает в противоречие с задачей по выражению и защите общественных интересов. Соответственно, публично-правовое образование не должно иметь права, например, на осуществление предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, за исключением особых случаев, когда общественные интересы требуют осуществления государством предпринимательской деятельности в какой-либо форме.[7] В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. В Российской Федерации отсутствуют четкие основания для отнесения того или иного органа публично-правового образования к юридическим лицам во всех случаях его участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Стоит отметить, что проблема существования самостоятельной юридической личности органов публично-правовых образований имеет не только научное, но и огромное практическое значение для определения субъектного состава конкретного гражданского правоотношения.
Трактовка действий органа юридического лица как действий самого юридического лица, т.е. квалификация органа не как представителя, но как части юридического лица,[9] является результатом определенного исторического развития.
В ходе изменения взгляда на юридическое лицо как образование, обладающее волей только в силу фикции, в интересах которого действуют представители, подобно тому, как опекуны действуют от имени ребенка или недееспособного человека, сменились взглядом на юридическое лицо как на лицо с реальной волей.
[10] Согласно этому подходу, организация законодательно наделяется юридической личностью потому, что она рассматривается как «носитель единой и постоянной коллективной воли»; закон придает воле организации правовой характер, но – как и в случае с физическим лицом – не создает эту волю и способность, а только признает и регулирует. Поскольку орган власти олицетворяет государство, постольку для практического удобства допустимо выступление органа власти в гражданском обороте под собственным наименованием без специального указания, что орган действует за государство. Любые сделки и юридические действия, совершенные органом, в любом случае являются сделками и юридическими действиями непосредственно государства.Для целей гражданского права любые правовые нормы о государственных органах, их компетенции, правах и обязанностях – остаются правилами об отношениях внутри публично-правового образования как единого субъекта гражданского права, обладающего свободой воли и действующего в своих интересах.
Подобным образом гражданско-правовые нормы об органах и отношениях между органами юридического лица, например, акционерного общества, относятся к внутреннему устройству организации. Их цель состоит в том, чтобы регулировать деятельность частей организации, и обеспечить ее участие в гражданском обороте как лица.Если понимание органов юридического лица как его частей (но не поверенных) означает становление юридического лица как самодостаточного субъекта, то гражданско-правовая трактовка государственных органов как юридических лиц (но не частей государства) приводит применительно к государству к обратному выводу.
В рамках данной трактовки возможно толкование, будто органы, действуя от имени государства, выступают как доверенные лица, поверенные. Это, в свою очередь, предполагает недееспособность государства (так как нуждается в представительстве, чтобы участвовать в гражданском обороте), что противоречит гражданскому законодательству.
Впрочем, с другой стороны, органы, в зависимости от ситуации, действуют либо как юридические лица, в своих интересах, либо как органы публично-правового образования в строгом смысле, т.е. публично-правовое образование действует через свой орган.
Но и в этом случае тогда не представляется целесообразным наделять государственные органы статусом юридического лица. Ф.Ф. Кокошкин утверждал, что государственный орган не является субъектом гражданского права, но, тем не менее, он обладает своей волей внутри государства: «…
орган нельзя рассматривать как нечто само по себе абсолютно безличное, как одну лишь форму для проявления личности государства». Он действительно является таковым, поскольку компетенция его содержит в себе права и обязанности государства по отношению к объектам подчинения. Но как скоро мы противопоставим государственные органы друг другу, они получают характер самостоятельных субъектов воли.[11]
Еще одна группа авторов заявляет об отсутствии у органов публично-правовых образований самостоятельной юридической личности в гражданском праве.
[12] Утверждается, что орган – коллективное образование, которое не является юридическим лицом, не имеет гражданской правосубъектности, ограничиваясь правоспособностью в административных отношениях. [13] Говорится о том, что «признание самостоятельной юридической личности за государственными органами противоречит самой их сущности, что с позиций гражданского права «целое» (то есть юридическое лицо или государство, действующее по аналогии с ним) не может обладать правосубъектностью наряду с правосубъектностью своих составляющих».[14]Другая точка зрения состоит в признании органов публично-правовых образований участниками гражданско-правовых отношений, причем в организационно-правовой форме, отличной от формы учреждения, в том числе с применением категории «юридическое лицо публичного права». Так, В.Г.
Голубцов приходит к выводу о необходимости выделения органов «в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица без отнесения таковых к категории юридических лиц публичного права».[15] По мнению других представителей данного подхода, органы публичного образования являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, имея при этом особый статус “квазиюридического лица”.[16] В.Е.
Чиркин, говоря об особенностях органа публичной власти, заключает, что “нужно признать такие органы юридическими лицами, но лицами публичного права с крайне жесткими ограничениями или прямым запрещением участвовать в гражданском обороте”.[17] Аналогичного мнения придерживаются Ю.В. Щербакова,[18] С.В. Терешкович.[19]
Согласно еще одной точке зрения группы ученых, к которой принадлежит значительное число как представителей административно-правовой науки, так и цивилистов, органы публичных образований являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений и имеют статус юридического лица в организационно-правовой форме учреждения.
[20] Н.В. Козлова и Н.С. Тимофеев справедливо отмечают, что органы государственной власти и местного самоуправления как таковые могут иметь или не иметь статус юридического лица. [21] Статус юридического лица является факультативным признаком органа и сам по себе не изменяет его административно-правовой природы, являясь лишь частным случаем. [22] Следует отметить, что правовой статус органа публично-правового образования как юридического лица является необходимым при осуществлении этим органом имущественных прав от имени публично-правового образования по специальному поручению в рамках п.3 ст.125 ГК РФ, поскольку в этом случае имеют место специфические отношения представительства.
Таким образом, персонификация органов публично-правового образования в гражданском обороте посредством наделения их статусом юридических лиц позволяет решить две задачи – выступление в гражданском обороте в качестве представителей публично-правовых образований, а также материально-техническое обеспечение деятельности данных органов.
Большая часть органов публично-правовых образований, являющихся юридическими лицами, действуют на основании общих или индивидуальных положений о них, подобных по своей правовой природе уставам юридических лиц. В свою очередь, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты, определяя статус органов как юридических лиц, не содержат указания на их организационно-правовую форму. Представляется верной точка зрения В.В. Бараненкова, согласно которой «для участия в любых видах правоотношений, если это так или иначе связано с использованием имущества (включая имущественную ответственность), организация должна обладать статусом юридического лица».[23]
Дело в том, что публично-правовые образования выступают в гражданских правоотношениях как таковые, не нуждаясь в дополнительной правовой форме. Однако органам публично-правовых образований такая форма необходима в силу ст.
2 ГК РФ, согласно которой участниками гражданских правоотношений могут являться только граждане, юридические лица и публично-правовые образования. На основании изложенного очевидно, что для этих целей должна использоваться организационно-правовая форма учреждения.Тем не менее в настоящее время вопрос об организационно-правовой форме государственного органа, имеющего статус юридического лица, остается законодательно не урегулированным.
Как считаете, уважаемые коллеги, в целях закрепления правового положения органов публичной власти в гражданском обороте и обеспечения единообразного правового регулирования деятельности органов публичной власти как субъектов гражданских правоотношений необходимо ли включить в нормативные правовые акты, признающие отдельные органы публично-правовых образований юридическими лицами, правила о том, что в данном случае органы являются юридическими лицами в организационно-правовой форме учреждения, или, все же, ну его?..
[1] См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. – М.: 1981. – С. 136.Источник: https://zakon.ru/discussion/2015/10/12/publichnopravovye_obrazovaniya_i_gosudarstvennye_organy
Публичные образования (государство и муниципальные образования)
Под публичными образованиями в гражданском праве понимаются политические структуры общества, обладающие публичной властью и участвующие в гражданских правоотношениях, как то: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами и не вправе использовать свои властные полномочия, поскольку при участии в гражданских правоотношениях они приравниваются по своему правовому положению к частным лицам.
Гражданское законодательство распространяет действие норм, определяющих участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, и на публичные образования, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований. Правоспособность и дееспособность считаются присущими публичным образованиям в силу их статуса.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (так называемого распределенного имущества), а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Публичные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, когда обязанность имущественной ответственности прямо указывается в законе, а также случаи принятия публичным образованием гарантии (поручительства) по обязательствам другого публичного образования либо юридического лица.
7. Нормы права и нормативно-правовые акты.
Норма права – это правила поведения, формально определенные, исходящие от государства, обладающие принудительной силой.
Структура нормы права:
Гипотеза – условие и основание применения нормы.
Диспозиция – само правило поведения.
Санкция – мера государственного реагирования на поведение субъекта в рамках нормы.
Виды норм права по кретериям:
1. По предмету правового регулирования: нормы правил поведения, нормы задачи, нормы принципы, нормы преамбулы.
2. По характеру предписания: запрещающие, разрешающие, управомачивающие, рекомендательные, обязательные.
3. По правовой природе: материальные нормы (в них содержатся правила поведения), процессуальные (устанавливают порядок и условия применения материальных норм).Выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы между народного права.
Нормативно-правовые акты – это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.
Классификация нормативно-правовых актов
По юридической силе: законы (акты, обладающие высшей юридической силой); подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения и др.
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты: акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); акты органов государственной власти.
акты органов местного самоуправления, акты Президента, акты органов управления, акты должностных лиц государственных и негосударственных органов.
При этом могут быть акты: принятые одним органом (по вопросам общего ведения)
совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения).
По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.).
По сфере действия:
акты внешнего действия (общеобязательны для всех – охватывают все субъекты (например, федеральные законы, федеральные конституционные законы), внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности).
Различают действие нормативно-правовых актов: по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт),
по времени (вступление в силу – как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы), в пространстве (как правило, на всю территорию).
В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции).
Также есть: локальные нормативно-правовые акты (нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ) – действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.8. Обязательства и договоры.
Обязательство –это правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу и т. п.
), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.Стороны обязательства – должник и кредитор.
Стороны обязательств могут быть представлены как одним, так и несколькими лицами.
Объект обязательства – определенные действия обязанного лица по передаче имущества, уплате денег и т. д.
обязательства – права и обязанности сторон. Реализация права кредитора возможна только через выполнение должником своей обязанности (например, покупатель вещи не сможет ее получить, если продавец ее не передаст).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своей обязанности к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности.
Виды обязательств:
– по отчуждению имущества (купля – продажа);
– по передаче имущества в пользование (аренда);
– по выполнению работ (подряд);
– по оказанию услуг;
– связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности (авторский договор);
– из причинения вреда и неосновательного обогащения.
Исполнение обязательства – это совершение должником действий, составляющих его обязанность, либо воздержание от совершения определенных действий.
Принципы исполнения обязательств:
– принцип надлежащего исполнения, т. е. исполнение его в полном соответствии с условиями обязательства и требованиями закона;
– принцип исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно тех действий, которые предусмотрены без замены их возмещением убытков или уплатой денежной суммы;
– недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договору применяются все нормы, касающиеся таких сделок.
Закон провозглашает свободу договора, что означает:
– субъекты гражданского права свободны, решать самостоятельно, заключать договор или нет;
– субъекты свободны в выборе партнера при заключении договора;
– субъекты свободны в выборе вида заключаемого договора;
– субъекты свободны в определении условий договора.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Законом для договора определенного вида может быть установлена определенная форма.
В письменной форме договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
договора составляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон.
Условия договора бывают:
1) существенные(необходимы для заключения договора, без них договор считается незаключенным. Это условия о предмете договора, прямо названные в законе для данного вида дого- вора, которым по заявлению одной из сторон необходимо согла- шение);
2)обычные (устанавливаются нормами гражданского права и применяются, если стороны не устранили или не изменили их. К ним относятся условия о цене, о сроке исполнения, и другие);
3) дополнительные(изменяют или дополняют обычные условия, приобретают силу только при включении их в текст договора).
Договор заключается посредством направления предложения заключить договор одной стороной и принятия предложения другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При изменении договора обязательства сохраняются в измененном виде, при расторжении – прекращаются. Договор может быть изменен или расторгнут двумя способами:1. По соглашению сторон;
2. По решению суда.
9 Административная ответственность.
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:
§ деяние – акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
§ антиобщественный характер – посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;
§ виновность – аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);
§ противоправность – ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.
Важно понятиенаказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).
Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:
§ предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;
§ административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
§ административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
§ дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;
§ административное приостановление деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В качестве основных и дополнительных административных взысканий применяются возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение. Другие административные взыскания применяются только в качестве основных. За одно правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.
10. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
За нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность:
1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также
3. должностные лица государственных внебюджетных фондов,
4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица,
5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
Источник: https://studopedia.ru/4_49165_publichnie-obrazovaniya-gosudarstvo-i-munitsipalnie-obrazovaniya.html
Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве
Собственность — это не просто имущество, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов. Она формировалась на Земле тысячелетиями.
За это время было порождено много форм собственности от владения древними орудиями труда и мануфактурами до современных корпораций и синдикатов. В России существует частная и общая собственность, каждая из которых имеет свои разновидности.
Собственниками могут быть граждане, юридические лица, корпорации, государство, общества и организации. А вот что значит собственность публично-правовых образований, и какой из принципов права в нее заложен?
Собственность публично-правовых образований — что это значит?
Существуют разные концепции права собственности:
- римское право возникло еще в Древнем Риме и Византии, однако положено в основу такой распространенной формы власти, как Республика (в нем заложены принципы справедливости, верховенства судебной власти, недопустимость двух форм собственности на один и тот же земельный надел);
- англо-американское право заимствовало из феодализма принцип суверенности (полноценным собственником недвижимого имущества может быть только “суверен”, а “вассалы” довольствуются ограниченными титульными правами);
- российское право собственности основывается на принципах владения, пользования и распоряжения имуществом.
Попытаемся разобраться, как действуют эти принципы на самом деле.
Что такое публично-правовое образование
- Первая половина названия содержит слово “публичное”: это означает, что данный вид собственности является общим, то есть ею не может владеть частное лицо.
- Вторая половина сочетания “правовой” наделяет собственника большими правами в отношении имущества, чем ими могут обладать обычные граждане, предприниматели, предприятия, корпорации и пр.
Завеса начинает потихоньку приоткрываться: неужели это государство? И точно — определение в словарях это подтверждает:
Публично-правовое образование (ППО) — это государство Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (МО).
Они представляют собой органы публичной власти (в том числе и самоуправления) и института права. ППО являются субъектами права, то есть могут обладать собственностью.
Главное отличие ППО от других собственников — это право самим издавать законы, нормативно-правовые акты, касающиеся самой собственности:
- правил проведения сделок;
- выделения земельных участков;
- наложения публичного сервитута;
- распоряжения выморочным имуществом;
- реквизиции и конфискации имущества и т.д.
Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, образованную по принципу генеалогического древа:
- верхушка (прародитель) — государство;
- ветви — субъекты РФ;
- ответвления — муниципальные образования.
Публично-правовые компании
В 2016 г.
Федеральным приказом №236 создан еще один вид ППО — публично-правовая компания (ППК), представляющая интересы государства и общества: она оказывает госуслуги, управляет госимуществом, реализует государственные проекты и программы. Правовые компании должны заменить госкорпорации. Фактически это государственный исполнительный орган власти, наделенный властными полномочиями.
ППК, как и другие ППО, также имеют право безвозмездного пользования государственной (муниципальной) собственностью или выморочным имуществом.
Собственность государственных и муниципальных ППО
Абсолютными полномочиями обладает государство. Ему принадлежат:
- недра, природные ресурсы;
- земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесного фонда;
- объекты оборонной, космической отрасли;
- нефте- и газопроводы;
- объекты культурно-исторического наследия;
- железная дорога, трассы федерального значения;
- объекты вооруженных сил;
- казначейство, государственные научные, финансовые и др. институты;
- плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки, представляющие особую государственную важность) и пр.
В собственности субъектов и МО находятся:
- недвижимые и движимые объекты (жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки, общественный транспорт, техника и т.д.);
- инженерные сооружения (электростанции, ТЭЦ, очистные сооружения и пр.);
- ЖКХ и коммуникационные сети (газо‑, водо‑, электроснабжение);
- объекты культуры и социальной инфраструктуры (театры, музеи, больницы, учебные и дошкольные учреждения и др.)
Передача прав собственности
Передача прав на публичную собственность происходит по принципам:
- сохранности ее целевого назначения;
- невозможности передачи особо важных объектов и исключительных прав;
- срочности и возвратности земельных участков;
- возможности совместного управления;
- сохранения ограниченного права на земельный надел в виде публичного сервитута.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Принцип сохранности целевого использования
Нельзя отдать:
- земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
- музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
- участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т.д.
Невозможность передачи особо важных объектов
Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:
- часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
- ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т.д.);
- участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
- некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).
Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т.д.
Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.
Срочность и возвратность земельных наделов
Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.
Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются.
Правом безвозмездного срочного пользования обладают:
- ППО и ППК;
- некоторые работники бюджетных учреждений, лесных хозяйств, заповедных зон и т.д.;
- граждане для ведения индивидуального жилого строительства, фермерских и личных подсобных хозяйств;
- СНТ и ОНТ;
- граждане, проживающие в служебных помещениях, расположенных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).
Срок пользования земельным участком для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.
Важно, что земля предоставляется не в собственность, а именно во временное пользование. Пользоваться участком разрешается бесплатно, земельный налог платить не надо. Единственный минус — землю после истечения срока необходимо возвратить государству или МО.
Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся.
Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения.
Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.
Совместное управление публичной собственностью
При этой форме ограниченное право собственности может быть временно передано публично-правовыми органами в собственных границах по иерархическому древу (например, из государственного фонда в фонд субъекта или муниципалитета), либо учреждениям и юридическим лицам. При этом ставятся условия пользования: например, разрешена только хозяйственное управление, которое оплачивается из бюджета, а доходы от эксплуатации объекта принадлежат постоянному владельцу.
По этой схеме передаются в управление дороги, важные промышленные объекты и др.
Право на публичный сервитут
Право на сервитут ограничивает права земельных владельцев.
На земельный участок или его часть может быть наложен публичный сервитут, если, например, в регионе начнется строительство общественно значимого объекта (дороги, ветки метро, газопровода и т.д.).
Права собственности на земельные участки (или их части) при публичном сервитуте переходят публично-правовым образованиям
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда.
Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают.
Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.
Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:
- в роли главных собственников (“сеньоров”) выступают публично-правовые образования (государство, органы региональной и муниципальной власти);
- в роли временных пользователей (“вассалов”) — граждане и юридические лица.
Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:
- ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
- население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
- право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута..
Выводы
Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы.
Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/publichnaya-sobstvennost.html